|
Статья
"Интеллект" написана одновременно со статьей "Формальный
подход к понятию интеллекта" -- однако тематика ее несколько иная.
Меня заинтересовало то, как влияет уровень интеллекта на отношения с окружающими,
как он оценивается в повседневной жизни...
Внимание! Автор будет весьма признателен любым откликам по поводу этой статьи -- пишите свои замечания почтой atd-home@mtu-net.ru Теперь Вы можете оценить эту статью! Щелкните здесь... |
Что такое интеллект? Как связан этот непонятный показатель с тем, насколько счастлив человек? Оба вопроса слишком сложны... и на них скорее всего вообще не существует ответа. Можно, конечно, придумать некоторое формальное определение - углубившись в дебри когнитивной психологии на стыке с кибернетикой и теорией информации, вопрос лишь в том, насколько это востребовано за пределами академической науки. В реальной жизни понятие "ум" непрерывно изменяет свое содержание... учебная деятельность предполагает одно, работа - иное, взаимоотношения с близкими - третье. Есть понятие умной игры в футбол и умного решения системы дифференциальных уравнений - стоит ли говорить о том, что эти два "ума" не есть нечто одно и тоже? Интеллект - способность находить закономерности в той или иной информации. Закономерности в поведении человека, какие-то неочевидные взаимосвязи физических параметров в научном эксперименте, даже нахождение определенного способа передвижения на велосипеде - умение выявлять все это может быть критерием интеллекта. Именно "может быть" - я ввожу определение для того, чтобы четко представлять себе тему дальнейшего разговора, таким образом я сразу отсекаю все возможные недоразумения связанные с различными трактовками интеллекта. Способность замечать закономерности... на первый взгляд кажется что это не может обернуться ничем плохим: наоборот, человек получает наиболее полное и многогранное представление об окружающем мире. В исследовательской деятельности такая способность является одной из главнейших... однако в жизни это часто оборачивается проблемами. Интеллектуальное развитие неотрывно связано с увеличением запаса информации и с организацией этого самого запаса - добавлением новых связей между отдельными объектами, нахождением новых закономерностей... Человек начинает оперировать объектами, которые возникли в результате его развития: происходит переход "от игр в песочнице к квантовой механике" -- как следствие возникает определенный барьер, отделяющий чедловека от "неподготовленных" окружающих. Они перестают понимать о чем говорит "интеллектуал". Печальный факт: телевизонные эрудиты знают много... но все эти знания оказываются мелкими. Исторические факты, знание популярных актеров и музыкантов, какие-то совсем уж незначительные детали... вопросы рассчитаны на то, что их поймет зритель с развитием ниже среднего. Задавать вопрос по уравнениям Максвелла никто не станет - хотя и значимость этих уравнений для всей цивилизации несравненно больше всего остального в рассматриваемом шоу. Грустно... развитие приносит не только новые знания, оно одновременно воздвигает стену вокруг человека. Начинают вызывать раздражение многочисленные ляпы в популярных фильмах и откровенно слабый уровень того "среднего зрителя", на которого все это рассчитано. Об этом я уже немного писал ранее, сейчас же ограничусь тем, что многие мои знакомые стали часто переключать каналы - с раздражением, с ощущением того, что им подсовывают что-то рассчитаное на... образно говоря - "на идиотов". И чтобы не скатится к банальному нытью сразу перейду к психологическим аспектам явления: раскол, вызванный разницей в общем развитии может приводить к немаловажным явлениям. Изложение будет не совсем строгим... ну да черт с ним, со строгим изложением! Мне этот текст понравился именно в такой редакции... 1) "Белая ворона" - эффект, возникающий при достижении одним человеком уровня, который недоступен его окружению. То, насколько резко будут относится к такому человеку определяется тем, чем он будет интересоваться - сможет ли его интерес как-то затронуть окружающих? Стереотипы, сформировавшиеся в этой области позволяют предположить что больше всего шансов сохранить спокойствие у человека, который занимается гуманитарными науками или музыкой. Естественные же науки и литературная деятельность попадают в группу риска - первые сложнее для популярного изложения, литература же понятна всем -- но не все могут сотворить нечто действительно интересное. 2) "Синий чулок" - типично женский эффект.
В определенных группах принято считать что женщины вообще не должны заниматься
чем-то серьезным: по крайней мере предполагается что основной целью девушки
является нахождение мужчины... если этого не происходит, то:
3) "Гений" - довольно редкий случай: человека все признали... и априори считают что с ним бесполезно строить какие-то близкие отношения. "Он(а) слишком высоко, мне рядом делать нечего".... избежав всеобщей зависти есть шанс прийти к канонизации и вознесению на небо еще при жизни. 4) "Самодостаточная система" - еще один
вариант дальнейшего развития событий: не найдя себе единомышленников и
одновременно столкнувшись с какой-нибудь сложной задачей человек замыкается
в себе. Шансов перейти в патологический случай здесь сравнительно мало
- уровень развития не тот, человек в состоянии адекватно воспринимать происходящее...
он(а) просто не находит каких-то каналов общения. Развитие идет дальше,
вполне возможна успешная научная работа... но вот все это сильно напоминает
порт, работающий в одну сторону - человек принимает в себя только информацию,
данные безо всякой эмоциональной окраски, свойственной межличностным отношениям...
Но взаимоотношения с окружающими - это только одна часть проблемы развития. Есть и другие возможные неприятности: например, интеллектуальная ловушка. В списке некоторых общих вопросов есть "Вопрос о смысле общих разговоров"... наряду с некоторыми другими задачами он является причиной возможных психологическим проблем. Особенно четко это проявляется на фоне "самодостаточной системы"... но и в более-менее нормальных условиях не исключены свои сложности. Зачем мы живем?
Парадокс системы ценностей - любая система неустойчива - тоже проявляется при достаточно серьезном уровне развития. Он проявляется при больших объемах перерабатываемой информации... и чем больше сфера интересов, тем более изменчив взгляд на мир. Развитие системы знаний, модели окружающего мира неизбежно приводит к смене системы оценки... похоже что с этим ничего не сделать... да и стоит ли? Развивайтесь... и будьте счастливы! Возникли какие-то
идеи - пишите в форум
или
гостевую книгу...
|