Главная страница
Физика и прочее...


Статьи на естественнонаучные темы и ссылки на достойные ресурсы
Творчество

Рассказы 

 Картинки 

Фотографии

Психология и около...

Формальный подход к понятию "интеллект"
 

Более "жизненная" статья -- "Интеллект в жизни"

Формальный подход к понятию "интеллект" -- статья написана автором в июне 2002 года. В ней делается попытка как-то представить устройство памяти, способ записи и хранения информации. Мне кажется что именно структура записи определяет большую часть операций -- поняв эту структуру можно понять и многие когнитивные процессы.

Внимание! Автор будет весьма признателен любым откликам по поводу этой статьи -- пишите свои замечания почтой atd-home@mtu-net.ru



Теперь Вы можете оценить эту статью! Щелкните здесь...

Человеческая психика есть некая работающая с информацией система: информация поступает извне, с ней совершаются какие-то операции, она сохраняется в памяти и считывается оттуда... более конкретно все это можно попытаться описать следующим образом:

1) Введем некий начальный постулат: вся информация поступает через известные на сегодняшний день каналы восприятия. Тем самым исключается прямая запись в память - никакой телепатии и передачи воспоминаний по наследству с позиций моей теории не существует. Это не означает что такого не может быть - это означает лишь то, что я не привлекаю какие-то неизвестные современной науке явления.

2) Второй постулат: помимо физической основы для развития психики необходима поступающая извне информация + некая информация записанная в самой этой структуре. Иными словами - физическая основа должна быть определенным образом устроена и должна уметь сохранять в себе поступающую информацию. Для иллюстрации можно провести следующую аналогию - куча кремния еще не является процессором компьютера, процессором она станет после сложнейшей обработки. И даже собранный компьютер не сможет работать без жесткого диска, микросхем оперативной памяти и кэш-памяти процессора.

3) Как записывается информация в память? Физические основы этого на сегодняшний день неизвестны, можно лишь сказать что память определенным образом связана с нейронными сетями... также можно указать определенные участки мозга, повреждение которых приводит к нарушениям памяти.
Поэтому я рассматриваю все с точки зрения "программного обеспечения": как можно вообще записать информацию о внешнем мире? Для определенности я ввожу третий постулат: невозможно записать полную информацию о внешнем объекте. Любой носитель информации физически оказывается дискретным: количество нервных клеток ограничено, более того - ограничено и количество любых структур на которые вообще можно записать информацию. Внешний же мир состоит из практически бесконечного числа отдельных элементов.... их число превышает число потенциальных носителей информации. Наше внутреннее пространство, наша память, тем самым оказывается дискретной, состоящей из отдельных фрагментов.

Информация записывается отдельными элементами... сразу возникает вопрос о том, что является элементом. Им например может являться та информация, которую поставляет один рецептор - например, одна колбочка (светочуствительная клетка сетчатки глаза)... или же элементарным фрагментом может быть какой-то сравнительно простой элемент изображения: отрезок линии, граница между двумя разными по цвету участками. Последнее предположение можно даже подтвердить ссылкой на литературу - в книге "Мозг, разум и поведение" указывается на "избирательную реакцию нейронов на отдельные особенности зрительных стимулов" (1950ые годы, опыты Хьюбела и Визеля)

4) Помимо собственно элементарных составляющих где-то должна записываться и информация об их взаимном расположении. Звук должен быть упорядочен во времени, зрительные образы - еще и в пространстве. Далее логично предположить, что имея достаточно полный набор элементарных составляющих любого образа можно уже не записывать каждый раз все эти элементарные фрагменты - разумнее делать своего рода ссылки на уже существующие. Это подобно тому, как всего 32 буквы позволяют передать всю речь - мы не придумываем каждый раз новые символы для каждого звука. В английском языке еще проще - букв всего лищь 26... алфавит является примером эффективного способа хранения информации.

5) Ссылки, указывающие на то, из каких элементов состоит тот или иной фрагмент я назову "основными" - без них вся запись информации пойдет по абсолютно иному принципу. Но одновременно я введу понятие "боковых" ссылок - ведь редко один образ можно рассматривать сам по себе. Например, образ книги неизбежно связывается с книжным шкафом, с содержанием последней прочитанной книги, с книжным магазином или библиотекой...  Структуру ссылок можно схематически изобразить так:

В верхней части - некий отдельный образ. Синим показаны связи с другими образами - "боковые ссылки". Нижняя же часть - множество элементарных составляющих, они могут одновременно использоваться всей памятью ("буквы алфавита"), поэтому к ним ведет множество "основных" ссылок.

Рисунок №1: схематическое отображение "принципа ссылок". По мнению автора, тут все довольно логично - система экономична, использует сравнительно мало места... остается только понять как на самом деле осуществляется запись информации в память. Что при этом происходит в нейронах головного мозга? Этот вопрос далеко выходит за рамки моих самостоятельных разработок - ответ на него следует искать в биологических дисциплинах.

6) С основными ссылками все сравнительно ясно - разбиение на элементарные составляющие может быть продиктовано физиологическими особенностями. Но как объяснить возникновение боковых связей?
Предлагается следующая версия:

Образ А использует определенные элементарные составляющие - на иллюстрации это отображено выделением в закрашенную желтым область. Аналогично образ С использует элементарные составляющие... образуя тем самым другое множество, которое может частично перекрываться с первым. Область перекрытия - наиболее естественное место для того, чтобы создать систему боковых ссылок - объекты объединяются в группы, созданные по принципу схожести, это представляется наиболее рациональным способом организации памяти.
Далее можно выделить достаточно большое число групп, объединяющих образы с какой-то общей составляющей. Вначале это будет схожий цвет или форма предмета, потом схожее положение в пространстве... в конце концов при достаточно большом объеме информации можно прийти к сравнению пространственно-временных рядов - к сравнению ситуаций.

Кстати, некоторым подтверждением может служить характер развития речи у ребенка - вначале одним и тем же словом обозначаются весьма разнородные предметы, потом происходит некоторая конкретизация... сложнее всего даются сложные понятия, которые нельзя прямо соотнести с каким-то конкретным объектом ("яблоко" - конкретный предмет, что же касается "честности", "деления", "интегрирования по замкнутой поверхности" - то эти понятия уже нельзя отнести к числу конкретных объектов). Ссылки на литературу - здесь... вопрос развития психики попадает в сферу общей психологии.

Переходя наконец к теме статьи об интеллекте, следует сказать следующее: что такое закономерность? Некий общий признак в различных пространственно-временных рядах - например закономерностью можно назвать то, что все предметы падают вниз... изучение мира есть поиск общих признаков в различных явлениях. Для того, чтобы эти общие признаки отыскать мы должны обладать соответствующими знаниями, иметь достаточно информации.... университетский курс физики отличается от освоенной ребенком механики лишь охватом материала - общий принцип познания остается тот же.



Пространственно-временной ряд: некая область данных объединенная по пространственно-временному признаку. Термин введен во избежание путаницы со статичными "картиками" (образы); любая ситуация (развивающееся событие) непременно должно иметь некую временную протяженность.

И интеллект получает более четкую трактовку - это функция от количества связей между элементами. Глубокое понимание предмета превращается в большое число различных элементарных участков, широта мышления может быть представлена как способность отслеживать те пересекающиеся участки, которые дают боковые ссылки на иные образы.... на мой взгляд данная модель позволяет представить некоторые психологические процессы, я буду ей пользоваться в дальнейшем для теоретического обоснования некоторых околопсихологических статей.

Сайт создан в системе uCoz