Смежная
статья: "Чувство реальности".
|
Статья
написана мной после того, как я в очередной раз с раздражением прибавил
громкость в наушниках -- мешал включенный телевизор, по которому как раз
шел какой-то "дурацкий" фильм. Кстати, а почему "дурацкий"?
И ведь дело не только в каких-то ляпах вроде "космических истребителей, с ревом уворачивающихся от лазерных лучей" -- даже те, кто не видят тут ошибки с точки зрения физики находят эти фильмы чересчур примитивными... Внимание! Автор будет весьма признателен любым откликам по поводу этой статьи -- пишите свои замечания почтой atd-home@mtu-net.ru Теперь Вы можете оценить эту статью! Щелкните здесь... |
Недавно довелось столкнуться
с интересным явлением. Мой отец переключал телевизионные каналы, искал
что-то достояное внимания... и тут прозвучал его резкий комментарий в адрес
какого-то фильма: "Как они смотрят эту ерунду?!".
Взглянув на экран, я согласился с оценкой - сюжет фильма был основан на действии какой-то команды, составленной из типичных героев комиксов. И все сопровождалось комиксовыми же ляпами - какие-то "суперзлодеи", прыжки персонажей с тройным переворотом в воздухе и приземлением на другом конце улицы... масса идиотических недоразумений при попытке ввести элемент научной фантастики (как студент физфака я вообще не мог это спокойно слушать... ощущение такое, будто сценарист не знает очевидных вещей)... мы с отцом дружно сказали "Бред!" и переключили программу. Переключили... и тут мне пришел в голову такой вопрос: а почему бред? Из-за пресловутых ошибок? В признанной классике встречается и более откровнная муть с точки зрения логики - возьмите любую признанную сказку, где там логичность и отсутствие противоречий? Я озвучил этот вопрос... мы переключили канал обратно и начали разносить все несуразицы. Излишняя прямолинейность сюжета, отсутствие у героев каких-то индивидуальных качеств кроме тех, которые необходимы для сюжета... "плакатность", "комиксовость" вылезает наружу из всех щелей дырявого сюжета этого незамысловатого фильма (Сериал "Пауэр Рейнджерс, или Могучие рейнджеры", RenTV, 18:35)... короче, "тут вроде и обсуждать нечего". Нечего? Но во-первых отстуствие логичности само по себе не является весомым аргументом, а во-вторых почему же эти "идиотские фильмы" пользуются популярностью? Ведь даже умственно отсталый зритель должен замечать все перечисленные мной недочеты! Что играет основную роль в выборе того или иного фильма? Той или иной книги? Почему вообще "дешевые поделки" пользуются такой популярностью? Какой фактор определяет степень привлекательности того или иного произведения в целом? Рассуждать на эту тему можно довольно долго... но давайте сначала определимся с тем, "насколько оно нам надо". Для критики современной массовой культуры у меня нет времени, я не горю желанием читать тут лекции о том что есть хорошо и плохо в том или ином фильме... поскольку преследую несколько иную цель: понять то, как человек делает выбор и что ему надо. Фильмы и комиксы всего лишь некий наглядный пример позволяющий раскрыть более глубокие закономерности, своего рода точка входа в данную общую проблему. Возьмем типичную сцену из любого боевика: продолжительная драка с красочными эффектами вроде высоких прыжков и эффектных ударов - противники отлетают в противоположный угол комнаты, рушат при этом какие-то ящики и пробивают собой окна. Персонажи принимают такие удары от которых нормальный человек должен сразу упасть... тем не менее герои и злодеи продолжают поединок без каких-то серьезных изменений. Их можно бить по голове тяжелыми предметами, наносить удары ногами - в течении пяти минут все это не будет оказывать сколько-нибудь заметного эффекта. Вам это ничего не напоминает? Такая неузвямимость главного положительного героя, толпы врагов и все новые и новые препятствия? Мне - напоминает... Боевик - это по сути дела некий аналог сказки. Этакий модифицированный вариант для взрослых. Заменяем внешний вид героя, даем ему в руки что-нибудь вроде автомата или даже бластера вместо морально устаревшего меча... вместо злодея в мрачном замке появляется злодей на секретной базе или губернатор Марса. Поскольку сказка предназначена для взрослых то в нее добавляют элементы эротики в виде полуголых девушек... про фрейдисткие мотивы в виде всевозможного оружия и зданий на заднем плане я просто молчу (вместо меня хорошо говорят вот эти рисунки). Так что все это действительно рассчитано на детей.
Разумеется, у нас не принято показывать детям некоторые принятые во взрослых
произведениях вещи - но это не меняет сути. Ведь в данном случаем важно
не содержание, а общие закономерности мышления... вот они, в таблице:
Эти отличия проявляются постоянно и для меня здесь
наиболее интересны два явления: уже упомянутая массовая культура и взаимоотношения
между людьми. По поводу последних можно почитать здесь, а что касается
массовой культуры... поскольку с нее началась статья, то ей же будет разумно
и закончить. Красочные и прямолинейные произведения рассчитаны на "детское"
мышление которое сохраняется с возрастом; они не дают каких-то глубоких
идей и в то же время занимают нас давая цепочку эффектных образов. Это
позволяет как-то выделить затраченное на фильм/книжку время из сравнительно
однообразной повседневной жизни ("Время,
энергия, опыт")... отсюда, кстати, такая популярность всевозможных
сериалов для "домохозяек" и пенсионеров.
|