Главная страница
Физика и прочее...


Статьи на естественнонаучные темы и ссылки на достойные ресурсы
Творчество

Рассказы 

 Картинки 

Фотографии

Психология и около...

То, что раздражает в популярных фильмах...
 

Смежная статья: "Чувство реальности".
Про популярные в кино и не только "ляпы" (раздел "Физика")

Статья написана мной после того, как я в очередной раз с раздражением прибавил громкость в наушниках -- мешал включенный телевизор, по которому как раз шел какой-то "дурацкий" фильм. Кстати, а почему "дурацкий"? 
И ведь дело не только в каких-то ляпах вроде "космических истребителей, с ревом уворачивающихся от лазерных лучей" -- даже те, кто не видят тут ошибки с точки зрения физики находят эти фильмы чересчур примитивными...

Внимание! Автор будет весьма признателен любым откликам по поводу этой статьи -- пишите свои замечания почтой atd-home@mtu-net.ru



Теперь Вы можете оценить эту статью! Щелкните здесь...
Недавно довелось столкнуться с интересным явлением. Мой отец переключал телевизионные каналы, искал что-то достояное внимания... и тут прозвучал его резкий комментарий в адрес какого-то фильма: "Как они смотрят эту ерунду?!". 
Взглянув на экран, я согласился с оценкой - сюжет фильма был основан на действии какой-то команды, составленной из типичных героев комиксов. И все сопровождалось комиксовыми же ляпами - какие-то "суперзлодеи", прыжки персонажей с тройным переворотом в воздухе и приземлением на другом конце улицы... масса идиотических недоразумений при попытке ввести элемент научной фантастики (как студент физфака я вообще не мог это спокойно слушать... ощущение такое, будто сценарист не знает очевидных вещей)... мы с отцом дружно сказали "Бред!" и переключили программу. Переключили... и тут мне пришел в голову такой вопрос: а почему бред? Из-за пресловутых ошибок? В признанной классике встречается и более откровнная муть с точки зрения логики - возьмите любую признанную сказку, где там логичность и отсутствие противоречий? 

Я озвучил этот вопрос... мы переключили канал обратно и начали разносить все несуразицы. Излишняя прямолинейность сюжета, отсутствие у героев каких-то индивидуальных качеств кроме тех, которые необходимы для сюжета... "плакатность", "комиксовость" вылезает наружу из всех щелей дырявого сюжета этого незамысловатого фильма (Сериал "Пауэр Рейнджерс, или Могучие рейнджеры", RenTV, 18:35)... короче, "тут вроде и обсуждать нечего". 

Нечего? Но во-первых отстуствие логичности само по себе не является весомым аргументом, а во-вторых почему же эти "идиотские фильмы" пользуются популярностью? Ведь даже умственно отсталый зритель должен замечать все перечисленные мной недочеты! 



Что играет основную роль в выборе того или иного фильма? Той или иной книги? Почему вообще "дешевые поделки" пользуются такой популярностью? Какой фактор определяет степень привлекательности того или иного произведения в целом? Рассуждать на эту тему можно довольно долго... но давайте сначала определимся с тем, "насколько оно нам надо". Для критики современной массовой культуры у меня нет времени, я не горю желанием читать тут лекции о том что есть хорошо и плохо в том или ином фильме... поскольку преследую несколько иную цель: понять то, как человек делает выбор и что ему надо. Фильмы и комиксы всего лишь некий наглядный пример позволяющий раскрыть более глубокие закономерности, своего рода точка входа в данную общую проблему. 

Типичная картинка: женщина-воин. Абсолютно непрактичная одежда (защиты никакой, зато полупрозрачная!), огромная пушка с лазерным прицелом в руках... кстати, таких лазерных лучей не бывает :)Возьмем типичную сцену из любого боевика: продолжительная драка с красочными эффектами вроде высоких прыжков и эффектных ударов - противники отлетают в противоположный угол комнаты, рушат при этом какие-то ящики и пробивают собой окна. Персонажи принимают такие удары от которых нормальный человек должен сразу упасть... тем не менее герои и злодеи продолжают поединок без каких-то серьезных изменений. Их можно бить по голове тяжелыми предметами, наносить удары ногами - в течении пяти минут все это не будет оказывать сколько-нибудь заметного эффекта. 
Вам это ничего не напоминает? Такая неузвямимость главного положительного героя, толпы врагов и все новые и новые препятствия? Мне - напоминает... 

Боевик - это по сути дела некий аналог сказки. Этакий модифицированный вариант для взрослых. Заменяем внешний вид героя, даем ему в руки что-нибудь вроде автомата или даже бластера вместо морально устаревшего меча... вместо злодея в мрачном замке появляется злодей на секретной базе или губернатор Марса. Поскольку сказка предназначена для взрослых то в нее добавляют элементы эротики в виде полуголых девушек... про фрейдисткие мотивы в виде всевозможного оружия и зданий на заднем плане я просто молчу (вместо меня хорошо говорят вот эти рисунки). 

Так что все это действительно рассчитано на детей. Разумеется, у нас не принято показывать детям некоторые принятые во взрослых произведениях вещи - но это не меняет сути. Ведь в данном случаем важно не содержание, а общие закономерности мышления... вот они, в таблице: 
 

"Детское" мышление "Взрослое" мышление
Все всегда будет так, как я хочу. Добро - то, что я считаю добром - всегда побеждает зло. Это некая общая закономерность и она всегда выполняется.

 У разных авторов это называется по-разному, чаще всего говорят о детском эгоцентризме. И это сохраняется в более позднем возрасте, причем нельзя однозначно назвать это чем-то отрицательным - эгоцентризм плох лишь тогда, когда  начинает приводить к неправильной оценке своих действий...  и лишь когда эти действия начинают приносить вред окружающим - именно тогда эгоцентризм превращается из особенности в негативное качество. 
 

Все происходящее определяется множеством различных факторов. Контролировать их все невозможно и потому... (далее возможно два варианта): 
1)...нам остается только смирится с происходящим. Мы можем изменить свое отношение к реальности - но не саму     реальность. Наши возможности крайне ограничены и потому главная задача - принять мир каким он есть...
2)... мы должны контролировать как можно больше ресурсов и тем самым склонять чашу весов в свою пользу. Мир нельзя изменить всегда, когда нам этого хочется -- но к этому надо стремится.

Почему два варианта? Лично я не знаю какой из них следует считать правильным... в одной из прошлых статей (в этой, например) указывалось на важность умения правильно определять свои возможности. 

Существует то, что является "хорошим" и то, что является "плохим". С последним надо бороться, первое надо всячески поощрять. Вопрос принадлежности чего-либо к "плохому" или "хорошему" - один из главных вопросов в нашей жизни. Существует непрерывное пространство "плохо-хорошо" в котором в свою очередь присутствует множество различных дополнительных оценочных осей. Поэтому необходимо оценивать объект или явление сразу по нескольким шкалам.... 

Эти отличия проявляются постоянно и для меня здесь наиболее интересны два явления: уже упомянутая массовая культура и взаимоотношения между людьми. По поводу последних можно почитать здесь, а что касается массовой культуры... поскольку с нее началась статья, то ей же будет разумно и закончить. Красочные и прямолинейные произведения рассчитаны на "детское" мышление которое сохраняется с возрастом; они не дают каких-то глубоких идей и в то же время занимают нас давая цепочку эффектных образов. Это позволяет как-то выделить затраченное на фильм/книжку время из сравнительно однообразной повседневной жизни ("Время, энергия, опыт")... отсюда, кстати, такая популярность всевозможных сериалов для "домохозяек" и пенсионеров. 
Относительно самих образов - то мне кажется, что в них можно проследить следы того, что Юнг называл архетипами. То есть есть некие образы, которые являются общими для многих людей: примеры можно найти как у самого Юнга, так (разумеется, в моей интерпретации) и здесь, на этой ссылке. 
 

Сайт создан в системе uCoz