|
Внимание! Автор будет весьма признателен любым откликам по поводу этой статьи -- пишите свои замечания почтой atd-home@mtu-net.ru Теперь Вы можете оценить эту статью! Щелкните здесь... |
... чуство реальности...
по
сути дела оно не имеет ничего общего с поступающей из внешнего мира информацией.
Парадоксально - но тем не менее это действительно так: непрерывная игра
с информацией еще не означает того, что эта информация перейдет в ощущения.
Я стою на балконе и смотрю на рассвет - психологический смысл ситуации
не исчерпывается картинкой перед глазами вкупе с остальными данными от
моих органов чувств, на "данную в ощущениях реальность" накладывается мое
личное отношение к происходящему, мои эмоции... данные превращаются в переживания.
разбирать подробно то, что же такое переживание я здесь не буду. С точки зрения психологии как науки ценность этого текста весьма сомнительна, популярное и работающее изложение в данном случае лучше строгого и "никому не нужного" наукообразия. И для моего состояния гораздо важне именно субъективная часть. Она определяет общее состояние человека... в одних и тех же условиях кто-то может любоваться утренним небом - а кто-то еще смотреть вниз и думать о прыжке с двадцать первого этажа как наиболее приемлемом выходе из этой ситуации. Это разумеется крайний случай... но такие крайности не возникают на пустом месте. У человека утрачивается способность получать от мира положительные эмоции - и ему становится плохо вне зависимости от того, что же с ним происходит. Все плохо, все хорошее лишь напоминает о том что дальше будет снова плохо... как вариант окружающий мир просто не вызывает никаких эмоций, все становится каким-то бесцветным и незначительным.... как такое происходит? А происходит все так: человек замыкается внутри
своей системы защиты. У этой системы есть три состояния... смотри схему:
Основные источники нарушений - вовремя не прекращенные внешние задачи и уход в себя. В первом случае все происходит из-за системы оценок, во втором случае срабатывает эффект, который я назвал эффектом бункера. О каждом случае - несколько подробнее. Система оценок как одна из главных психологических ловушек. Человек часто мыслит категориями "хорошо-плохо", без оценки того или иного события не обходится практически ничего в нашей жизни. Это необходимая часть пресловутой системы защиты - выбор той или иной программы действий начинается с оценки... но всегда ли оценка имеет смысл? Я столкнулся недавно со случаем, когда непрерывная оценка своих действий загнала человека в глубокую яму - и через несколько месяцев попался второй случай... их схожесть навела меня на кое-какие мысли по этому поводу. Когда мы покупаем какой-то бытовой прибор то смотрим на его характеристики. Например, когда я выбираю музыкальный центр, то в первую очередь смотрю на акустические качества колонок, наличие CD - плеера и характеристики усилителя... что же касается наличия или отсутствия дополнительного провода американского типа - последний параметр для меня не имеет значения. Параметры оценок таким образом различны по своей критичности... и в случае с музыкальным центром сравнительно ясно то, чем обусловлено именно такое распределение их по значимости. А в жизни? Почему-то тут наблюдается гораздо более
странная картина: часто на первом месте идет учеба или работа, причем в
отдельных случаях доходит до абсурда. Школьник-отличник, которого дома
нещадно гоняют за каждую четверку - наглядный пример смещенной системы
оценок.
Вот она: ловушка системы оценок. Человек думает
что любовь окружающих связана с его успехами в чем-то стороннем.... раньше
всего это проявляется у детей, которые думают что "правильное поведение"
и хорошие оценки являются чем-то абсолютно необходимым для жизни вообще.
И далее человек либо находит свою систему стандартов либо уходит в одну
из двух крайностей: "правильность" или "отвергнутое поколение". Первые
находят смысл жизни в аккуратном следовании правилам, вторые же стремятся
уйти от этих правил - и переворачивают их с ног на голову. Подростки, говорящие
о конфликте поколений и в открытую заявляющие о своей оппозиционной позиции
и есть та самая вторая группа.
эффект бункера. С одним из наиболее эффектных проявлений психологической
системы защиты я столкнулся сравнительно недавно: человек разрешил мне
использовать один из собственных рисунков - характерный
рисунок и комментарии - около 45-50 Кб.
|