Главная страница
Физика и прочее...


Статьи на естественнонаучные темы и ссылки на достойные ресурсы
Творчество

Рассказы 

 Картинки 

Фотографии

Психология и около...


Система психологической защиты как ловушка

Внимание! Автор будет весьма признателен любым откликам по поводу этой статьи -- пишите свои замечания почтой atd-home@mtu-net.ru



Теперь Вы можете оценить эту статью! Щелкните здесь...
... чуство реальности... по сути дела оно не имеет ничего общего с поступающей из внешнего мира информацией. Парадоксально - но тем не менее это действительно так: непрерывная игра с информацией еще не означает того, что эта информация перейдет в ощущения. Я стою на балконе и смотрю на рассвет - психологический смысл ситуации не исчерпывается картинкой перед глазами вкупе с остальными данными от моих органов чувств, на "данную в ощущениях реальность" накладывается мое личное отношение к происходящему, мои эмоции... данные превращаются в переживания. 


разбирать подробно то, что же такое переживание я здесь не буду. С точки зрения психологии как науки ценность этого текста весьма сомнительна, популярное и работающее изложение в данном случае лучше строгого и "никому не нужного" наукообразия. 

И для моего состояния гораздо важне именно субъективная часть. Она определяет общее состояние человека... в одних и тех же условиях кто-то может любоваться утренним небом - а кто-то еще смотреть вниз и думать о прыжке с двадцать первого этажа как наиболее приемлемом выходе из этой ситуации. Это разумеется крайний случай... но такие крайности не возникают на пустом месте. У человека утрачивается способность получать от мира положительные эмоции - и ему становится плохо вне зависимости от того, что же с ним происходит. Все плохо, все хорошее лишь напоминает о том что дальше будет снова плохо... как вариант окружающий мир просто не вызывает никаких эмоций, все становится каким-то бесцветным и незначительным.... как такое происходит? 

А происходит все так: человек замыкается внутри своей системы защиты. У этой системы есть три состояния... смотри схему: 
 
Уровень первый: "Извне". Мы все постоянно взаимодействуем с окружающим миром - и часть времени уходит на активное взаимодействие: общение с людьми, работа, учеба... все это предполагает концентрацию ресурсов на определенных процессах  вкупе с непрерывной переработкой информации.  На этом уровне система защиты работает с наибольшим эффектом. Для эффективного выполнения поставленных задач требуется свести все к обработке информации: начиная от дифференциальных уравнений заканчивая копанием траншеи - везде роль ощущений сведена к минимуму. Это нормально... на данной стадии.
Уровень второй: "Внутри". Когда необходимость постоянно
 контролировать процесс получения/передачи данных отпадает то происходит переход к другим процессам. Это наше свободное время, время когда никто ничего не требует - время, которое мы проводим вместе с самим собой. Поездка на метро, ожидание в очереди, пешеходный переход до работы... мы все о чем-то думаем в это время, проявляем какую-то активность - но при этом уже нет необходимости
 "постоянно отчитываться" и следить за всеми своими действиями.
По сути дела именно на этой стадии есть возможность как-то    переживать происходящее в наибольшем объеме. Сознание не занято какими-то процессами, требующими неусыпного контроля и в то же время не ориентировано внутрь так, как это происходит "глубоко внутри". 
Однако в реальности эта стадия оказывается "забита" теми процессами, которые начались раньше, на первом уровне. Это те проблемы, которые тащатся за нами всю дорогу до дома - длинный хвост нерешаемых задач закрывает поступление ощущений из внешнего мира. Как вариант возможно и то, что чловек уже на втором уровне ориентируется внутрь - и получает вместо свободного взаимодействия с миром непрерывную рефлескию.
Уровень третий: "Глубоко внутри". Это состояние возникает лишь тогда, когда мы уверены в собственной безопасности. Система зашиты выключена, можно полностью расслабиться и ни о чем не думать...  На этом уровне есть возможность восстановить силы - отключив на время все сторонние процессы. Это возможно благодаря концентрации на ощущениях... и если таковых нет, то и здесь продолжается безрезультатное самокопание или очередное прохождение цикла внешних проблем.

Основные источники нарушений - вовремя не прекращенные внешние задачи и уход в себя. В первом случае все происходит из-за системы оценок, во втором случае срабатывает эффект, который я назвал эффектом бункера. О каждом случае - несколько подробнее. 



Система оценок как одна из главных психологических ловушек. 

Человек часто мыслит категориями "хорошо-плохо", без оценки того или иного события не обходится практически ничего в нашей жизни. Это необходимая часть пресловутой системы защиты - выбор той или иной программы действий начинается с оценки... но всегда ли оценка имеет смысл? Я столкнулся недавно со случаем, когда непрерывная оценка своих действий загнала человека в глубокую яму - и через несколько месяцев попался второй случай... их схожесть навела меня на кое-какие мысли по этому поводу. 

Когда мы покупаем какой-то бытовой прибор то смотрим на его характеристики. Например, когда я выбираю музыкальный центр, то в первую очередь смотрю на акустические качества колонок, наличие CD - плеера и характеристики усилителя... что же касается наличия или отсутствия дополнительного провода американского типа - последний параметр для меня не имеет значения. Параметры оценок таким образом различны по своей критичности... и в случае с музыкальным центром сравнительно ясно то, чем обусловлено именно такое распределение их по значимости. 

А в жизни? Почему-то тут наблюдается гораздо более странная картина: часто на первом месте идет учеба или работа, причем в отдельных случаях доходит до абсурда. Школьник-отличник, которого дома нещадно гоняют за каждую четверку - наглядный пример смещенной системы оценок. 
 

"Я должен достичь лучшего результата..." 
(очевидный уровень)

"...потому что иначе мне будет плохо..." (уже не совсем очевидно - обычно этим вопросом не задуются прямо, движение вперед и вверх воспринимается как нечто само собой разумеющееся)

Далее возможны варианты: например "Потому что меня не будут ценить близкие" (спрятанный уровень)

Вот она: ловушка системы оценок. Человек думает что любовь окружающих связана с его успехами в чем-то стороннем.... раньше всего это проявляется у детей, которые думают что "правильное поведение" и хорошие оценки являются чем-то абсолютно необходимым для жизни вообще. И далее человек либо находит свою систему стандартов либо уходит в одну из двух крайностей: "правильность" или "отвергнутое поколение". Первые находят смысл жизни в аккуратном следовании правилам, вторые же стремятся уйти от этих правил - и переворачивают их с ног на голову. Подростки, говорящие о конфликте поколений и в открытую заявляющие о своей оппозиционной позиции и есть та самая вторая группа. 
Они не ушли от системы оценок, они просто перевернули ее... 

эффект бункера. 

С одним из наиболее эффектных проявлений психологической системы защиты я столкнулся сравнительно недавно: человек разрешил мне использовать один из собственных рисунков -  характерный рисунок и комментарии - около 45-50 Кб. 
Бункер, нора, убежище... закопаться в землю, спрятаться, залечь на дно... все эти слова используются для образного представления защиты. От внешнего мира человек отгораживается высокой стеной - и начинает обращаться к собственным образам, заниматься рефлексией... такая система защиты отсекает поток ощущений, остается только информация. Люди подобного типа успешно справляются с разнообразными задачами, демонстрируют достаточно высокий интеллект... но рано или поздно им приходится выбирать между уходом в депрессию (недостаток ощущений вызывает нехватку энергии) и выходом из своего "бункера". Как именно они решат для себя эту проблему - отдельный вопрос.... ждите продолжения. 

Сайт создан в системе uCoz