Главная страница
Физика и прочее...


Статьи на естественнонаучные темы и ссылки на достойные ресурсы
Творчество

Рассказы 

 Картинки 

Фотографии

Психология и около...


Статьи на психологические темы

 

Отрывок из большой и длинной истории... 
Нечто вроде даосизма домашней выделки. 
 
 
 
 



Теперь Вы можете оценить рассказ! Щелкните здесь...

Он подплыл к поваленному прошлогодним ураганом дереву, поднырнул под висевшую над самой водой ветку и вылез на побелевший от времени ствол. Берега реки закрывали от ветра и он какое-то время просто сидел и грелся, высыхал под лучами солнца. 
Эта река питается подземными ключами, у нее очень быстрое для равнины течение -- на середине, там где глубина по пояс, устоять сложно, поток просто сбивает с ног... дно здесь песчаное, кое-где попадается галька и скопления ила. Прошлогодний ураган повалил в воду несколько деревьев; то, на котором он стоит сйчас упало еще несколько лет тому назад -- с него сейчас хорошо прыгать в воду... вот здесь, сразу за толстой веткой. Глубина около метра, песчаное дно... далее вдоль ствола идет скопление веток, еще дальше -- дальше он не проверял, слишком там глубоко и слишком уж быстрое там течение. 
"Я не знаю 99,9% этой реки. Дерево здесь, небольшой обрыв чуть выше по течению, еще выше находится поваленное дерево за которым река начала превращаться в болото... там большое скопление водорослей, их принесло течением и они застряли в ветвях. Рано или поздно все это превратится в очень топкий берег от которого вниз пойдет полоса ила... микроэкология, смена одного сообщества другим" -- он незаметно перешел на рассуждения о том, как гидродинамика определяет поведение биологических систем на уровне отдельно взятой речной излучины... 
За лето он привык холодной воде этой реки -- и вылезая на берег не чувствовал холода даже несмотря на то, что сидел голым.
"А что, собственно говоря, тут необычного? В долине никого больше нет, а если и зайдет какой-нибудь местный дачник... подстраиваться под его комплексы относительно обнаженного тела я не стану. Люди вообще в повседневной жизни сталкиваются с куда более страшными вещами чем вид половых органов" -- так рассуждал усевшийся на дереве персонаж до поры до времени... к моменту описываемых событий же он и вовсе перестал об этом думать. Сейчас он просто встал, неспешно прошел к берегу... надел шорты и точно так же без спешки направился в сторону полузаброшенной грунтовой дороги через долину. 
Раньше тут выращивали картошку... глаз подмечал границы бывших участков. Тут растет таволга, тут она резко обрывается - раздел участков. Трава более зеленая -- больше вносили удобрений... скорее всего каких-то соединений азота. Он высматривал такие детали, накладывал на это поле свои воспоминания о прошлом... ему доставляло удовольствие видеть разные неочевидные вещи. 
В сторону от дороги отошла небольшая тропинка и он свернул на нее. "Тут должен быть второй вход в долину... ПОКАЗАТЬ КАРТУ ДОЛИНЫ!" -- перед глазами возникла трехмерная карта, точнее то, что он считал картой: склон долины, дорога, река, отходящая в сторону тропинка... красная точка отмечала его положение и тонкая линия указывала направление на цель -- мостик через болото у склона. "Обожаю играться с поступающецй извне информацией! Создавать новые образы, синтезировать такие вот картинки, находить во всем некую структуру... отыскивать причинно-следственные связи". Облака -- они сейчас идут с севера, это уже ценная информация... нижняя их кромка движется быстрее верхней, наблюдение позволяет выявить их трехмерную структуру и отследить изменения формы. Воздушные потоки в атмосфере определяются перепадами давления... сложная форма определяется наличием флуктуаций давления... в этом заключен некий общий принцип формрования сложных структур. "Diffusion-Limited Aggretation, статья в Physics Today. Фракталы, различные процессы вроде роста ветвящихся кристаллов, речных систем и крон деревьев. Везде одни и те же принципы!!" -- последний вывод чем-то обрадовал его и он с восторгом окинул взглядом окружющий мир. Деревья, кустарники, трава... облака, заросший склон... какие-то здания с одной стороны и купол монастыря -- с другой. 
"Триста пятьдесят лет. И что? В микросхеме моих наручных часов больше элементов чем в монастырской башне... и тем не менее эта кремниевая пластинка является примитивнейшим изделием по сравнению с любым растением у меня под ногами. Эти склоны переживут и монастырь, и эти здания на них... мне говорят о какой-то тысячелетней истории сидя на холме возрастом миллион лет. Это смешно! Мне говорят о родине... а этой планете от всех этих разговоров ни холодно, ни жарко. Она существует уже четыре миллиарда лет... что ей до каких-то идей возрастом несколько веков? Не существует никаких идей кроме тех, которые обусловлены этим миром"
Он пересек заросли и вышел к мосту -- двум стальным мосткам, по которым раньше можно было проехать на машине. Раньше... теперь дорога заросла и превратилась в узкую тропинку. Сталь нагрелась... он лег на спину и подложил под голову футболку (нет, не ту что с надписью -- ту он берег для выхода в город). Над головой плыли облака... какое-то время он внимательно их рассматривал. Восстанавливал их истинную форму, отслеживал изменения формы; облака запустили процесс спонтанного мышления и вызвали другие образы: острова на карте, плывущие по небу белоснежные скалы с замками, боковыми галереями и наблюдательными постами. 
От стальных плит шло тепло, высокая трава вокруг защищала от ветра -- он вытянул ноги и ощутил как становится частью этой долины -- он почуствовал стальной мост, уходящие в землю опоры, бегущий под ним ручей и уходящие вдоль берегов заросли. Частично это была реконструкция, нечто вроде той трехмерной карты, частично же он перешел границу, ограничиващую область самосознания. Собственное тело, трава на берегах, воздушные потоки, уходящий вверх склон -- где-то исчез барьер, разграничивающий все это. К нему пришло понимание:
"Постоянное ощущение самого себя, непрерывное отслеживание своей деятельности -- все это элемент системы защиты от окружающего мира. Я словно подпираю стену между собой и внешним миром, подпираю стену и постоянно чувствую ее своей спиной и руками, это то что принято называть самосознанием. 
Сейчас этой стены нет и я ощущаю внешний мир. Я не могу как-то изменить его без стены, я могу всего лишь воспринимать поступающую извне информацию; активная позиция сменилась пассивной. Нет необходимости что-то делать специально -- все придет само собой, все сделает то, что я начал чуствовать. Вокруг меня порождения сил, которые сильнее всего что было создано человеком, вокруг меня то, что несоизмеримо старше и стабильнее меня"
Он ощутил как море превращается в мелководье, как нарастают где-то внизу отложения песка -- море уступило место долине, по которой прошел ледник, миллионы тонн льда и камней. Верхние слои грунта сдирались льдом и смывались потоками воды, ледник таял и исчезал... склоны покрывались лесом, бревна падали в русло и перегораживали его. Появлялось новое русло, старое потихоньку заболачивалось: геологические процессы длились неимоверно долго и изменялиладшафт до неузнаваемости. 
"Общие принципы: сохранение энергии, трехмерность пространства и наверняка еще что-то. То, что мы изучаем в курсе физики. Изучаем... но не можем изменить. Мы можем лишь принять эти закономерности в нашем сознании -- но можем и не принимать, это все равно ничего не изменит. Можно сколь угодно долго играться в пределах правил... создавать новые устройства и химические соединения, переделывать уже существующую материю путем перестановки ее атомов с места на места. Можно построить здание, можно сделать микросхему для часов, можно вырыть канал или насыпать холм..." -- он ощутил склон и стоящие на нем здания, ощутил как некую почти невесомую конструкцию -- так человек ощущает кубики конструктора на руке. Еще было ощущение некой упорядоченности, некой "прямоугольности" -- перед глазами возникли пересекающиеся под прямым углом линии. 
"...но изменить правила игры мы не в силах. По крайней мере этого нельзя достичь прямым путем, взаимодействием через систему защиты".
Его осенило -- мысли забегали быстрее, он представил как подключается к некоему ядру, к тому месту где задаются физические законы. Несколько изменений -- и все, на повороте реки исчезнет гравитационное поле планеты, огромные массы воды начнут выпирать кверху... а потом он поменяет направление и вода хлынет вверх, обнажит дно, куски ила начнут отделяться и падать вверх оставляя уродливые выемки... черт, так не получится.
"Я не могу поменять это. Потому что это будет противоестественно, основа нашего мира не допускает изменений... это напоминает... напоминает... я понял что это такое: нечто вроде сексуальности, неизменность и естественность мира есть проявление его женского начала. Стремление же все менять, стремление преобразовывать реальность -- это мужское начало, вместе они порождают все вокруг: все возникает в результате сексуального процесса. Без изменений не будет структуры, без стабильности эта структура не сможет быть устойчивой."
Сексуальность. Все в этом мире обусловлено игрой двух сил, их непрерывным взаимодействием, непрерывным процессом сексуального характера... от физики мы пришли к сексуальности. 
(...)
Сайт создан в системе uCoz